|
ЗАГАДКА
БУША
Сдвиг, о котором
молчат в Америке
Алексей Богатуров,
докт.политическ.наук, профессор
(Напечатано: Век,
Москва, 2002, № 15. Переведено на англ. и помещено в Johnsonфs Russia List, #
6277, 29.05.02. Приводится в авторской редакции).
Курс на неформальный
союз с Америкой, который является основой дипломатии Путина, вызывает в России
наивный восторг одних, острое, но до поры глухое раздражение других и изумленное
замешательство третьих. В сущности всех волнует одно - происходит ли в двусторонних
российско-американских отношениях необратимый хпереломж к сближению или дипломаты
обеих стран разыгрывают очередную мудреную игру о том, как вконец не расссориться,
ни о чем не договорившись. Ключ к пониманию в ответе на вопрос - насколько серьезно
и реалистично США и Россия воспринимают перспективу перевода их отношений из фазы
неконфронтационного сосуществования (1991-2000) на ступень систематического неформального
союзничества, способного в обозреваемой перспективе приобрести характеристики
полноценного союза.
Интерес России к сближению
с Вашингтоном ясен: во-первых, престижные соображения, во-вторых, потребность
сохранить поддержку в вопросах экономического развития и полноценного и полноправного
участия в международной экономической жизни, в-третьих, использование в своих
интересах новооткрывшегося стремления США взвалить на себя бремя военно-политической
ответственности за регулирование конфликтов в зоне бывшего СССР от Грузии до Таджикистана,
в четвертых, наконец, что самое деликатное и главное, радикальное разрешение хпроблемы
западного тылаж, то есть проблемы возобновления и в будущем угрозы нападения со
стороны Европы, откуда - история такова, какая она есть - на Россию пятьсот последних
лет обрушивались самые сокрушительные нашествия. Ведь что бы ни говорили западные
политики, проблема НАТО для России будет решена только в одном случае - когда
Европа станет для России надежным тылом, а не, скажем, потенциальном театром конфликта
низкой вероятности, как сегодня.
Тыл - слово ключевое
и для понимания американских стратегических мотивов. Сентябрьские события 2001
г. и Вторая афганская война обозначили рубеж мощного хгеополитического оползняж,
который произошел в международных отношениях и системе внешнеполитических задач
США. Долгие десятилетия американские стратеги исходили из того, что наиболее опасным
для американских интересов может являться конфликт к Европе. Такой конфликт автоматически
связывался с угрозой силового столкновения с Москвой. Сегодня стало не только
теоретически, но практически ясно, что главный источник мировой конфликтности
Европу покинул, переместившись в регион между южными границами России на севере
и о-вом Цейлон на юге, восточными границами Турции на западе и западными границами
Китая на востоке. Можно назвать это место Центральной Евразией. В ней сосредоточен
огромный потенциал запасов нефти и производства наркотиков. В ней же непрерывно
ссорятся между собой две новые нелегальные ядерные державы - Пакистан и Индия,
пример которых сооблазняет Иран, Ирак, Северную Корею, Израиль и некоторые другие
страны. Отсюда же предстоит вывозить энергоносители для снабжения им притворяющихся
пост-индустриальными западных экономик, для чего важно строить сеть трудопроводов,
которые тоже надо надежно защищать. Именно за этим комплексом проблем - будущее,
потому что именног они составят главное содержание глобальной повестки дня международных
переговоров нового века. Совсе не удивительно, что и внешняя политика США начинает
испытывать растущее влияние хазиатизацииж а точнее сказать - хевразиацииж.
Это не значит, что
Европа перестала быть для Америки важной. Конечно, нет. Слишком много ресурсов
США в нее уже вложили, слишком тесны и очень взаимовыгодны американо-европейские
связи и слишком глубоко вросли они в НАТО, которая остается главным силовым инструментом
международной политики Вашингтона. Все это правда. Но правда и то, что Европа
хотъезжает в тылж американской политики, хфронтж которой выстраивается в расчете
на контроль в зоне Центральной Евразии, и в этом смысле значение Европы для защиты
интересов Америки перестает, а по сути дела уже и перестало, быть абсолютным.
Это колоссальный по своему значению, можно даже вполне точно сказать, исторический
сдвиг и рубеж. Европа - великое прошлое и немного мельчающее, прозаическое настоящее
американской внешней политики. Евразия - ее завтра. Это в окружении Буша знают,
но стараются не говорить: скажи такое важный чиновник вслух - и в Европе поднимется
сущая истерика, причем, чем дальше на восток, тем отчаянней будет вопль. Кульминация
- в Эстонии. Понятно, отчего американцы не спешат говорить.
Но понятнее и многое
другое. Например то, что не симпатии лично Буша лично к Путину повлекли за собой
более интесивный диалог Вашингтон-Москва, а неумолимая констатация - НАТО в целом
может пособить Америке в евразийских делах не больше, а может быть даже меньше,
чем Россия. И НАТО - в ее нынешнем виде во всяком случае - вообще вряд ли сгодится
в хорошие помошники Вашингтону, если придется всерьез иметь дело с недопущением
ядерной войны в Южной Азии. И, наконец, пригодна ли вообще НАТО для проведения
ключевой для США стратегии хвовлечения-интеграцииж Китая, которая в руках американской
дипломатии фактически является не чем иным, как формой политики сдерживания Китая,
его удержания от резких движений при помощи тесных хобъятийж американо-китайских
порой взаимовыгодных, порой - очень напряженных отношений.
Россия впервые стала
представлять для Вашингтона практический интерес не как единственный в мире потенциал
уничтожения США, но как кое в чем незаменимый (геополитически) потенциальный сотрудник
для регулировании ситуации в регионах, которые становятся для американских устремлений.
На этом новом понимании, надо полагать, и строится политики Буша в отношении России.
В основе ее - хдвуединаяж задача. С одной стороны, продолжить линию на хвыпариваниеж
российской ядерной угрозы в том числе при помощи соглашений по контролю над остаточными
вооружениями - вот нам и СНВ-3 . С другой - на деле содействовать включению России
- не в качестве ревнивого наблюдателя, а качестве, пусть и строптивого, но участника
- структур западного политического партнерства. Сначала привлечение к хбольшой
семеркеж, а теперь - хсовет двадцатиж в НАТО. В общем логика есть, хоть и не бескорыстная.
Но ведь и дело не
в бескорыстии. Россия тоже движима не одними идеалами и тоже старается использовать
отношения с США в своих интересах. Закон жанра международной политики. Пока что
нам важно понять, серьезно ли играют с нами в Вашингтоне. Похоже, что не притворяются.
Хорошо бы использовать его с умом.
|
|