Научно-образовательный форум по международным отношениям














Журнал "ПОЛИС" ("Политические Исследования")
 
 
Сайт Содружество
 
 
ИМЭМО
 
 
Балтийский Исследовательский Центр
 
 
ИМЭМО
 
 
 
 
Наши баннеры для Вашего сайта
 
 

Ñàéò æóðíàëà "Ìåæäóíàðîäíûå ïðîöåññû"
 
 
 





          ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПАРАДИГМЫ ОСВОЕНИЯ

          Алексей Богатуров, докт.политическ.наук, профессор

          (Опубл. в Pro et Contra, 2000, зима, том 5, № 1)

    Полоса тягот изменила нас социально и профессионально. Из части прежней академической и вузовской интеллигенции вырос диковинный тип "комплексного" профессионала: на треть - научного сотрудника, еще на треть - преподователя в университете или колледже, и на остальное (в зависимости от склада и ситуации) -аналитика-практика, политического журналиста, мастера по пиар-кампаниям или эксперта-консультанта при депутате, вице-губернаторе или благотворительном фонде. Жить стало разнообразнее и тяжелее. Правда, без добра, худа не бывает. Шестилетние скитания по российским университетам в роли руководителя выездных летних и зимних школ-сессий Методологического университета конвертируемого образования при Московском научном фонде наградили меня массой впечатлений из глубины научно-образовательного сообщества. Они и навели на мысли о противоречиях научно- и учебно-познавательного процессов. 

    Текущая интеллектуальная ситуация озадачивает и удручает. Озадачивает - потому что на фоне свободного проникновения зарубежных идей, книг, концепций, материалов, исследовательских и преподавательских методик, стандартов и канонов западной науки уровень нашего собственного и наших зарубежных коллег понимания о содержании и направленности российских процессов остается недостаточным, а их теоретического объяснение - неудовлетворительным. 

    Правда, "формальная осведомленность" (нас самих и зарубежья) выросла. Море новых публикаций (особенно малой формы - тезисы, статьи, доклады) разлилось в столицах и провинциях. Сколь ни странно на фоне бедности, печататься стали больше, в том числе в региональных центрах, если там хоть сколько-нибудь освоены техники работы с местными (администрации), столичными или зарубежными спонсорами. "Нижегородский журнал международных отношений", журнал "Миграции" во главе с блестящим иркутянином В.И.Дятловым, университетские и институтские журналы в Петербурге, Ярославле, Ульяновске и т.д. - малая доля наиболее известных провинциальных изданий по вопросам только одной наиболее близкой мне области безопасности и политологии. По опыту работы в МОНФ скажу, что проблемой явлется не столько финансирование публикаций, сколько нахождение в региональном сообществе рукописей должного научного уровня и проблематики, а публикационных возможностей больше, чем конкурентоспособных авторов. Зато очень много авторов просто. . 

    Это совсем другие авторы, чем те, ради поддержки которых благотворительные организации - Фонд Форда и Фонд Макартуров в сотрудничестве с МОНФ в 1995 г. начинали масштабные мероприятия по конкурсной поддержке молодых ученых и преподавателей (с 1997 г. в эту работу включился Институт "Открытое общество", превзошедший предшественников по масштабам выделенных средств). 

    Поколение слушателей 1995-1998 гг. представляло собой в нашей науке "переходную" традицию исследования и преподавания. Молодые и особенно среднего возраста (35-39 лет) слушатели летних и зимних университетов были теми, кто учился и долго работал по советским методологическим канонам, но ознательно отвергал их, стремясь обогатить своей инструментарий через приобщение к западной методологии в русском понимании этого слова - то есть к новым аналитическим подходам, теориям, концепцяим, стандартам научного поиска и публикации. Это было "поколение излома". Оно не принимало навязывавшеюся ему и оттого постылую советскую научно-методологическую догматику, но - волей-неволей уже овладев ею - обладало потенциалом критического восприятия, сберегавщего от слепого копирования зарубежной методологии. Типичное для переходных эпох сочетание старого и нового знания - как теперь можно судить - дало поразительно богатые результаты. Первые активисты школ уверенно заявили свои права на лидерские позиции в своих областях. Из числа слушателей первых двух школ МОНФ в 1995 и 1996 гг. вышли москвичи В.В.Радаев (в 1997 г. защитил докторскую диссертацию и возглавил отдел экономической социологии Института экономики РАН) и продвинувшийся в ряд ведущих геополитиков "либерально-патриотического сплава" с.н.с. Института философии РАН В.Л.Цимбурский, омич А.В.Ремнев (доктор наук с 1998 г. и проректор по научной работе Омского госуниверситета), самарец П.И.Савельев (доктор наук с 1996 г. и зав.кафедрой истории Самарского госуниверситета), В.П.Мохов (доктор наук с 1999 г. и зав. кафедрой политологии Пензенского государственного педагогического университета). 

    На рубеже 1998-1999 гг., в составе грантополучателй и грантозаявителей произошли перемены. Бросилось в глаза омоложение аудитории. Ее средний возраст опустился с 34-36 в 1995-1996 гг. до 29-30. Из круга заявителей вымылись "еще молодые, но уже маститые", каковых прежде было много, и выросла доля аспирантов и сотрудников без ученой степени в возрасте до 30 лет. Старшее по возрасту "пограничное" поколение естественным путем выбывало за рамки возрастных ограничений образовательных программ, а участниками последних становились новое поколение - те, кто в обозримой перспективе составит кадровое ядро образовательного процесса в ВУЗах. Это их познавательная манера так поразила меня и моих коллег.

    Первое, что бросалось в глаза и сначала нравилось - несоизмеримо возросшая эрудиция молодых людей и классической, новой и новейшей зарубежной библиографии. Западное знание, нет сомнений, достигло российской глубинки, и политологические презентации молодых преподавателей из Саратова в этом смысле мало отличались от выступлений аспиранта из Улан-Удэ. Имена и названия западных авторов и книг произносились в количестве, которое сначало радовало, затем немного веселило, но в конце концов стало настораживать: не блеф ли ? Но техника перекрестных вопросов подозрения развеяла. Слушатели в самом деле читали или во всяком случае более или менее подробно знакомились с основной частью работ, на которые они ссылалсь, что ободряло и успокаивало. 

    Шок наступал позднее, когда слушатели, завершив "каноническое" введение с обзором литературы, начинали излагать собственно материалы исследований. Выяснилась пугающая истина: сведения о содержании западных работ, присутствовавшее в памяти и мыслительном апппарте выступавших, существовали "автономно" от их работы с конкретным материалом и мало влияли на технику анализа и выводы. Книжное знание жило в головах молодых коллег своей жизнью, а их уникальный богатый и интересный материал - своей. 

    Работы в целом выглядели почти курьезно. Они являли собой две механически сочлененных емкости - одну с описанием западной литературы и методик, другую - с минимально группированным, просто первично "разобранным", но богатым и разнообразным фактическим материалом, "анализ" которого был в самом лучшем случае построен на констатации его соответствия или несоответствия тому, что должно было - по мысли авторов - вытекать из тех книг, которые они прочитали. Дальше этого ни один из выступавших не шел и идти не пытался. Создавалось впечатление, что незавершенность и, я бы сказал, безрезультатность их поиска в смысле отсутствия хотя бы гипотезы для объяснения природы процессов, о которых, казалось бы, были написаны их исследования, авторов не заботила, да, кажется и даже незавершенностью-то не казалась. 

    Налицо был сдвиг в понимании цели научно-познавательного процесса. Авторы полагали его смыслом не раскрытие закономерностей и причин, в силу которых процессы шли так как он шли (то есть не собственно познание-объяснение реальности), а ее формальное описание. Если молодые люди и "осмысливали" реальность, то они делали это лишь в том смысле и в такой мере, как непривычное и новое описывается (и в этом смысле "осмысливается") в понятиях западной науки. Авторы попросту "переводили" местные реалии на язык, понятный западным спонсорам и зарубежной читательской аудитории ! Миллионны долларов благотврительных программ десять лет шли на воспитание поколения переводчиков ? 

    Конечно, роль переводчика лучше роли углекопа-добывателя материалов из архивов и с мест. На как мал шажок от второго к первому - и как он показательно двусмыслен: от нетто-добычи научного сырья, новое поколение ученых переходит к его первичной обработки в полуфабрикаты на местах. Промышленное производство готовых изделий по прежнему остается за пределами страны, а зарубежным коллегам будет легче самим строить собственные теории развития России и возвращать их потом тем, на чьих материалах эти теории строились, и их ученикам. После сказанного не покажется странным, что за последние годы, к примеру, издательство "Международные отношения" выпустило три переводных учебника по истории международных отношений и не одного русского ! И дело не в том, что зарубежные работы чем-то не хороши - их доступность на русском языке нужно только приветствоать - худо что русских - нет. 

    Меньше всего хотелось бы звучать противником теории вообще, а значит - в той мере, как Запад остается де-факто лидером в ее разработке - противником теории западной. Отход от мракобесия советской догматики - эпохальный сдвиг в развитии общественной мысли России. Диффузия зарубежный идей обогатила интеллектуальную палитру, раскрепостила мышление и создала предпосылки для роста оригинального отечественного ответвления мировой политологии как области, специализованной на теоретическом обобщении российского материала в общемировом концептуальном контексте, который она посредством "встречного потока" теоретических обобщений должна была закономерным образом дополнять, уточнять, и , конечно, подвергать ревизии.

    В основе подобного ответвления могло оказаться соединение четырех равноположенных начал: 1) исходного пласта западной теории и методологии (Запад был пионеров в теоретическом осмыслении своей реальности как совокупности западного исторического и иного опыта; аналогичная работа для не-Запада просто еще не проделана !); 2) отечественной понятийная школа, способная "достроить" традиционный (т.е. опять западный) терминологический аппарат с учетом содержательно "не вмещающихся" в него страновых, культурных и иных реалий, которые просто отсутствуют в западной действительности (несмотря на черты сходства латиноамериканские и иберийские диктатуры с содержательном смысле, например, не тождественны советскому тоталитаризму и разработанный для их анализа понятийно-аналитический аппарат "не сработал"в попытках приложить его к пост-советским "транзитам"); 3) систематической фактологии, построенной на изучении фактов российской жизни и их осмыслении в контексте уточнений отечественной понятийно-методологической школы; 4) "сфокусированной" теории, способной моделировать целостную картину мира не путем механистического проецирования западной картины мира "сверху" на незападные ареалы и реалии, а посредством выстраивася ее "снизу" из опыта и действительности той части мира к которой независимо от культурных тяготений элит принадлежит пространственно и, как стали писать коллеги, гео-культурно, наша страна. 

    Мета-идея такого расуждения - в том, что нынешняя "мировая наука" - в том числе "мирополитическая" на самом деле таковой не является. И она может стать подлинно таковой не ранее, чем будет достроена ее незападная часть, и в мире появятся труды и теории, вбирающие в себя опыт развития незападных фрагментов мира в такой же мере, как труды Броделя, Тойнби, отчасти Ясперса и Вебера, вобрали в себя опыт западный.

    Россия в этом сысле по логике находится в позиции, которая предполагает выполнения ею по крайней мере части этой задачи достраивания здания мировой науки. Кому-то такая логика может казаться почвеннической. Другиим - прозападной в силу присущей ей уверенности в единстве мировой науки и наличии общих закономерностей развития. Во всяком случае, российской интеллектуальной традциии такой взгляд дает (возвращает ?) перспективу развития. 

    Соответствует ли подобным задачам тенденция, заметная в среде молодых ученых и преподавателей ? Очевидно, нет. Проделав полный цикл бегства от мертвой догматики "научного коммунизма" отечественная политологии движется к начетничеству в духе "книжного либерализма" - к тому же тоже "вымирающего", то есть такого, который перестает отражать содержание мощных живых процессов, которые развиваются в самих странах либеральной демократии. 

    Скажем, кам соотносится то, чему по книгам учат в наших ВУЗах с формированием современной пост-традиционной политологии США, вынужденной реагировать на разрушение граней между разными формами "классических" партийных и политических философий и свободным "перетеканием" условного американского "либерализма" в не менее условный "консерватизмом" и наоборот ? Частная иллюстрация: разве не заметно, что в 90-х годах "либерализм" (демократов) и "консерватизм" (республиканцев) в США функционально и политически "поменялись местами" ? А как быть с взаимопроникновением "либерализма" ("капитализма") и "социализма", на которое не устает натыкаться наука ? 

    Современный Запад "переживает" собственную старую научно-либеральную традицию, переходя на другие уровни анализа и осмысления сообразно появлению новых объектов анализа, тенденций, обладающих комплексной природой. "Зады" же классической науки, уже не срабатывающие на Западе, "сбрасываются" в "переходные общества", где, как 10 лет почему-то ожидалось, они будто бы могут "работать" и приносить пользу. Грустный и бесполезный вариант "вертикального разделения труда" в сфере политических теорий. В нем и вязнем.

    Десять лет заимствования зарубежных разработок и их освоения сопровождались ростом понимания малой пригодности западных теорий для объяснений российских процессов. Нельзя их винить. Эти теории строились на ином материала и объясняли - успешно - реалии, характерные для иных политических и географических ареалов. В отечественом контексте они могли служить подсказками и стимулами для собственных разработок. Последние как минимум должны были разворачивать идеи западных коллег в плоскости их критического воспрития, выявления пределов применимости, ревизии в интересах создания нового теоретического знания. Долг наших интеллектуалов был не в "отработке урока" по заучиванию-пропаганде западного знания, а в возврате Западу интеллектуального долга, то есть во "встречном" внедрении в западный оборот оригинальных разработок, которые будучи исходно гносеологически западными, фактически предлагали мы варианты объяснения фактического развития России и ее соразвития с внешним миром, а не формиальным регистрированием соответствия или несоответствия российского опыта развитиия интуитивным ожиданиям политической мысли. С этой задачей наша наука не справилась. Но она с ней и не справится до тех пор, пока не перестанет считать для себя достаточным лишь освоение чужого опыта, изучение которого превратилось в самоцель политологических штудий.В столичных и провинциаллных центрах науки и образования престижнее, легче и материально благополучнее заниматься персказом западных книг и заставлять заиучивать их студентов, чем биться над осмыслением живого материала.

    Основными болевыми тточками ситуации представляются:
    уход в поверхностую популяризацию западных работ и оттеснение на второй план задачи изучения реальности, сколь бы "невместимой" она не была в известные теоретические постулаты и схемы; 
    пренебрежение работой с первичным фактическим материалом, особенно, если он не позволяет "рентабельно" выдти на выводы, сочетающиеся с новобретенными теоретическими канонами западного знания; 
    отказ от разработки конкретных тем и переориентация на конструирование "теорий о теориях" (нео-библиографический подход) на базе поверхностной работы с безграничными пластами зарубежной литературы; 
    возникновение синдрома "полной осведомленности при полном непонимании" ("все знает и ничего не понимает") для которого характерно владение литературным знанием и полное неумение применить его в практическом анализе. 

    Если так будет продолжаться, мы рискуем через пять - семь лет свести отечественные школы гуманитарных наук до уровня передаточно-посреднических пунктов, через которые будет механически транслироваться формальное зарубежное знание в форме схем и стандартов само- и мировосприятия, не сообразующихся в местными реалиями и не имеющими поэтому интеллектуального и морального авторитета, которым призвано обладать знание подлинное. В конечном счете это приведет в тому же, к чему пришла советская догматика - отторжению новой официальной науки как таковой в силу его непригодности для объяснения действительности.

    Десять лет - достаточный срок. Парадигма освоения сыграла свою роль, но и изжила себя. Без изменения ситуации в российском интеллектуальным сообществе нельзя предупредить подрыва авторитета знания в глазах третьего поколения молодых интеллектуалов, которое пока сидит на студенческих скамьях и придет на смену нынешнему второму поколению "переводчиков" так же стремительно, как оно само заменило поколение мыслителей-рубежников излома. Нынешние студенты воспитываются с кампаний 1999 г. в обстановке небывалого с коммунистических времен бесстыдства "олигархических СМИ" и прессинга довольно грубой пропаганды. Напрасно думать, будто образованная часть молодых людей - с его по-новому завышенным чувствовм личного достоинства - реагирует на беззастенчивость СМИ чем-то, кроме роста скептизима ко всему, что говорится из вне их внутреннего "малого косма". В неприятиии официальной информации это поколение удивительным образом напоминает поколение 70-х, которое верило слухам и западным голосам больше, чем партии и правительству.

    Назрел поворот к изучению реальности во всех ее противоречиях и параллельному продвижению к созданию собственной теории, которая перестала бы рассматривать местные особенности, невместимое в западные схемы, в качестве девиаций и патологии. Отечественная политология не может и должна порывать с исходным фундаментом западной теории, откуда она произрастает. Но в равной мере вредно до бесконечности редуцировать молодой побег отечественного до уровня этого корня.

 
   Rambler's Top100 Rambler's Top100
    Gaeoeia@Mail.ru
На эмблеме Форума изображен “аттрактор Лоренца” -- фигура, воплощающая вариантность движения потоков частиц в неравновесных системах.
Эмблема зарегистрирована как товарный знак

© Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002 - 2015
Адрес для корреспонденции: 101000 Москва, Почтамт, а/я 81
Тел.: (499) 431-30-96, факс: (495) 434-93-27
E-mail: info@obraforum.ru